Навигация:
← Предыдущая: Выставка “Тепло любящих сердец” 12 апреля – 12 июня 2011.
В апрельский день мы приглашаем посетить весеннюю и очень теплую по настроению фотовыставку в Дарвиновском музее «Тепло любящих сердец». Она открывается в преддверии …
Следуюшая: 23.04.2011.Алма-Ата. Медэо. →
Я до сих пор немного сомневаюсь, стоило ли размещать в блоге профессионального фотографа то, что снято на МОБИЛЬНЫЙ телефон через мутное стекло кабинки фуникулёра … …
Какой фотоаппарат выбрать новичку?
Последнее время всё чаще и чаще от своих друзей, знакомых, читателей блога или просто случайных собеседников, слышу вопрос: “Какой фотоаппарат выбрать для дома и семьи?” Решил, опираясь на свои скромные знания, написать небольшой текст, доступный для понимания любому современному человеку. В нём минимум умных терминов. Он свободен от моего личного отношения к какой либо модели, марке или бренду. В нём просто даны некоторые общие подходы к процессу выбора фотоаппарата “для личных нужд”.
Зеркалка vs мыльница.
А нужна ли вам “зеркалка” или достаточно “мыльницы”? Именно на этот вопрос стоит ответить ПРЕЖДЕ, чем начинать подбирать себе модель фотоаппарата.
Большинство повседневных задач вполне способны решить современные цифрокомпакты (они же “мыльницы”). При этом многие покупают “зеркалки” просто потому, что это МОДНО, или потому что “у друзей такой же”, или потому что “все вокруг станут считать вас крутым фотографом” … Но давайте разберёмся, а ради чего реально имеет смысл отказываться от мыльницы в пользу зеркалки и наоборот.
1. Цифрокомпакт, он же мыльница, он же цифромыло.
Обычно это очень компактная и лёгкая коробочка с кнопками. Неоспоримым плюсом которой являются как раз небольшие размеры (может легко уместиться в кармане), вес и цена. Её легко взять с собой в любую поездку. Нет необходимости дополнительно покупать к ней сумки, объективы, вспышки, иные аксессуары. Просто купили и начали снимать. Авто-режим выдаёт более-менее стабильный результат даже если вы никогда раньше не держали в руках камеру. Всё относительно просто. Результат моментально виден на экранчике. Есть различные дополнительные возможности, такие как множество “готовых” режимов съёмки и быстрый выбор между ними, определение лиц, улыбок и фокусировка по ним, съёмка простенького видео, прямая печать на принтер, и многое многое другое, что сильно облегчит вам процесс фотосъёмки.
Какова же расплата за компактность и невысокую цену? Маленькая по физическому размеру матрица = шумы. Формула тут простая: чем больше у вашей мыльницы “мегапикселей” тем больше элементов содержит матрица, тем плотнее они друг к другу размещены, и тем большее влияние оказывают друг на друга. Так что не всегда “больше” равно “лучше”! Маленькие, чаще всего пластиковые, линзы. Это и искажения, и невысокая светосила. Не возможность сменить объектив, если он вам не нравится. Относительно простые процессоры обработки и маленькие слабенькие приводы, что делает мыльницу весьма “задумчивой”. Для сравнения, время готовности к съёмке у самой простой зеркалки составляет 0,7 сек. а у средней мыльницы – 3-5 сек. Т.е. если вы увидели какой-то интересный момент, который хотите снять, то вероятность что вы успеете включить камеру, навестись и нажать спуск, до того как момент пройдёт, у зеркалки бесспорно выше.
2. DSLR*-камера, она же цифрозеркалка, она же просто зеркалка.
Зеркалка более чем в 3 раза тяжелее и больше по габаритам среднестатистической мыльницы. Она точно не поместиться к вам в карман. И скорее всего она не поместиться ни в барсетку мужа ни в небольшую сумочку жены. Вам придётся купить специальную сумку для её хранения и транспортировки. Вероятнее всего, вам придётся купить к ней ещё и внешнюю вспышку и парочку сменных объективов, что выльется по цене в сумму, превосходящую ваши первоначальные траты на сам фотоаппарат. Мыльница (топовая), сопоставимая по цене с минимальным комплектом (kit’ом) зеркалки начального уровня, в автоматическом режиме скорее всего будет снимать ЛУЧШЕ! И при этом будет выигрывать в габаритах.
Тогда в чём смысл покупки зеркалки? Как это ни странно, но габариты DSLR-камеры как раз и являются основным “плюсом”, т.к. это позволяет разместить внутри камеры бОльшую по площади, а следовательно менее “шумную”, матрицу и более мощные процессоры. А возможность менять объективы означает, что вы свободны выбрать один или несколько подходящих вам по цене и свойствам из обширной линейки как “родных” так и “сторонних” объективов.
Так что же выбрать: зеркалку или мыльницу?
Если вы не собираетесь серьёзно увлекаться фотографией, посвящать этому достаточное количество времени и тратить на это внушительную сумму денег, если вы не хотите разбираться в том, что такое экспопара или бокэ, если вам нужно просто пару раз в месяц поснимать своих детишек, или на дне рождения подруги “сфоткать гостей”, или на отдыхе в тёплых краях сделать сотню-другую кадров вида “я и статуя”, “я и море”, “я и пальма” и т.д. – цифрокомпакт (мыльница) это то, что вам нужно! Берите средний или верхний ценовой диапазон, приятный лично вам дизайн, оптический зум, навороты типа “стабилизации” и “пыле- влаго-защищённости” и будьте счастливы! Этого будет вполне достаточно. Яркие цветные фотографии и минимум усилий! В таком случае всё, что написано ниже, можно просто не читать. =)
Если же вы готовы прочитать инструкцию к фотоаппарату и ещё несколько книг по фотографии прежде, чем вы сделаете первый снимок. Если вы понимаете, что “авто-режим” на камере НИКОГДА вами использоваться не будет. Если вы готовы к тому, что будете откладывать деньги не на очередную шмотку а на “новый светосильный портретный фикс” или новую вспышку. Если вы готовы учиться обрабатывать полученные фотографии и просиживать не один день за вылизыванием 200 фоток с отпуска до состояния открыток. Если вы понимаете, что “взять с собой фотоаппарат” теперь будет означать для вас “плюс ещё одна увесистая сумка”. Если вы уверены, что всё это будет приносить вам радость и удовольствие – тогда покупайте зеркалку и снимайте с удовольствием!
Nikon vs Canon.
Безусловно можно было бы надуть щёки и с видом проповедника возносить до небес свой Nikon. Или прикинуться очень занятым и отправлять всех к Яндексу, читать сотни обзоров (заказных и не очень). Но … я, почему-то в такие моменты вспоминаю свои муки выбора первой “зеркалки”. Две недели, убитые на чтение тестов, изучение тех.характеристик, отзывов, сравнений, слабых мест и т.д. и т.п. В итоге к концу второй недели я практически наизусть знал все публикации, но это только окончательно меня запутывало. Сотни микроскопических отличий между двумя почти одинаковыми камерами Canon и Nikon сводили меня с ума. Какую выбрать? Как не ошибиться? Ведь для большинства из нас это “большая” покупка. Мы откладываем на неё не один месяц. Хочется, чтобы фотоаппарат не разочаровал нас через неделю после покупки, ведь так?
Я последовал этому совету. Приехал в магазин и попросил продавцов показать мне два фотоаппарата. Взял в руки Canon. Он оказался лёгким и компактным. Но мой мизинец на првой руке постоянно соскальзывал и висел в воздухе. Тогда я взял Nikon. Он был чуть тяжелее и массивнее. Не было ощущения “пластиковой игрушки”. И мизинец отлично цеплялся за ручку. И колёсики управления были “под пальцами”. Я понял, что вот именно этот – МОЙ! С тех пор, а это уже более 6 лет, я остаюсь поклонником марки Nikon.
Ни так давно ко мне на тесты попал Canon 5D Mark II с объективом 24-70/2.8 L. Профессиональная “зеркалка” с отличной картинкой и возможностью снимать потрясающее HD-видео. И что бы вы думали – МИЗИНЕЦ всё так же СОСКАКИВАЕТ! =))) Возможно кто-то скажет: “И что это за проблема такая, палец соскакивает?” А я поясню: когда вы снимаете 12-14 часов подряд, то за это время любое даже самое незначительное неудобство выльется в дополнительную нагрузку на руки, усталость и негатив. Безусловно это всё не сильно относится к тем, кто собирается использовать камеру пару раз в год, чтобы снять домашние торжества, но согласитесь, приятнее ходить в удобной обуви, которая не жмёт, и носить удобную одежду по вашему размеру. Почему бы тогда не выбрать удобную камеру?
Почему в статье я указал только Nikon и Canon и ни словом не обмолвился ни о Sony, ни о Panasonic… На мой взгляд в таких делах лучше говорить о лидерах рынка. В то время, когда 1946 году компания Sony впервые анонсировала о своём открытии (не помышляя ещё о выпуске фотоаппаратов), Nikon и Canon уже как минимум 16 лет выпускали и успешно продавали свои компактные “народные” фотокамеры, не говоря уже о том, что компания Nikon во время Второй Мировой обеспечивала оптикой всю японскую оборонку (прицелы, телескопы, бинокли и т.п.). Тем не менее чуть выше дана картинка с основными классами DSLR-камер от наиболее крупных производителей. Эта картинка постоянно дополняется новыми моделями, и скорее всего через пару месяцев будет уже не особо актуальна, но её основная идея от этого не изменится: каждый крупный производитель фототехники (так же как и производители автомобилей) при выпуске DSLR-камер держатся в рамках устоявшихся классов. Как по цене, так и по техническим характеристикам. И если вдруг кто-то один выпускает новинку в рамках какого-то класса, то через небольшое количество времени все остальные производители выводят на рынок “свой достойный ответ”. =) Так что вы вполне можете выбрать в пределах класса понравившуюся зеркалку любого производителя. Единственое, о чём хотелось бы предупредить – так это о количестве оптики, доступной для той или иной модели фотоаппарата. У Nikon и Canon, в отличии от других производителей, огромнейший выбор своих собственных высококачественных объективов + огромное количество более бюджетных “совместимых линз” от сторонних производителей, таких как Tamron, Tokina, Sigma и др.
Kit vs Body.
Как правило, если вы уже имели дело с DSLR-камерами, то наверняка уже “обросли” дополнительными объективами и вам нет нужды переплачивать за “китовую линзу”, которая вам скорее всего будет просто не нужна. Достаточно купить body (“тушку”). Если вы не переходите с одного бренда на другой или с “кропа” на “фулфрейм” , то скорее всего все ваши старые объективы подойдут к новой тушке.
Если же вы ничего не поняли из предыдущего абзаца =) и у вас возник вопрос kit или body, значит вы новичок и в данный момент выбираете свою первую зеркалку. В таком случае нужно отталкиваться от бюджета, который вы намерены потратить на “стартовый комплект”.
Если бюджет особо не ограничен, то лучше конечно же набрать весь комплект по отдельности. Отдельно тушку, отдельно объективы.
Тушку можно взять “слегка на вырост” но в разумных пределах. Т.е. если вы не собираетесь зарабатывать фотографией себе на жизнь, то тушка класса Nikon D7000 – это максимум, что вам потребуется. Если есть возможность сразу взять “верхнюю границу любительской линейки” – берите! Это хорошее долговременное вложение! Нет возможности – берите максимально высокий класс по вашему бюджету. Что бы не менять через год.
Что же касается объектива, то для начала неплохо взять универсальный “светосильный” зум. Это может быть как дорогой, но очень приятный в работе 24-70/2.8, так и более бюджетный 17-55/2.8. Так же, в особенности для путешествий, неплохо будут выглядеть 24-105/4 или 24-120/4. Постоянная светосила и оптический стабилизатор будут весьма кстати.
Если “денег не много, а праздника всё же хочется” – рекомендую обратить свой взор к сторонним производителям оптики. Японские компатии Tamron и Tokina выпускают вполне приличную оптику для камер Canon и Nikon по весьма приятным ценам. 28-75/2.8 или 17-50/2.8 – вполне приличные светосильные зумы “на первое время”.
Ну а если денег совсем в обрез – берите kit максимально возможного класса. Nikon по традиции кладёт в “киты” среднего уровня более дорогую оптику чем Canon. Ну а в нижнем сегменте – все равны. Будьте готовы к тому, что фотографии с “китов” нижнего уровня не будут отличаться от фотографий хороших цифрокомпактов: и там и там используются пластиковые линзы . Ну а дальше – копите на недорогой зум из абзаца выше.
Ещё один вариант “для бедных” – взять отдельно новую тушку и к ней б/у объектив от кит-а. Обычно их за ненадобностью продают за смешные деньги сразу после покупки нормального светосильного зума. Состояние обычно хорошее. Так что вполне можно получить “стартовый комплект” ещё дешевле.
Часто в этом месте слышу такой вот вопрос: “А можно ли брать универсальный суперзум?” Это про объективы типа 18-200/3.5-5.6 и аналогичные (я видел уже 18-270!). С одной стороны вы получаете одну линзу на все случаи жизни. Легко. Удобно. Все фокусные расстояния под рукой. Но чудес не бывает. Расплата за такую “универсальность” – мыльность, чудовищные искажения, хроматика, неравномерность по полю и конечно же малая светосила. Поэтому я бы не советовал. Хотя, решать вам!
Что дальше?
А дальше всё будет зависеть от вас. От того, насколько быстро вы освоите свой стартовый комплект и поймёте что вам нужно ещё.
Внешняя вспышка очень пригодится при съёмке в условиях плохой освещённости. Тут рекомендация простая – брать “родную” и топовую. Родную – это потому, что только камера и вспышка одного производителя идеально и полностью совместимы во всех режимах. Особенно это касается режимов “интеллектуального освещения”, когда вспышка делает сначала оценочный импульс, после чего камера автоматически вычисляет необходимые для съёмки параметры (как для себя так и для вспышки) и только потом делает кадр. Всё это занимает доли секунды и не заметно для нашего глаза. Так вот, чтобы у камеры не было проблем в вычислениями – лучше купить “родную” вспышку. Ну а почему топовую – разница в цене между топовой и средней моделью не на столько велика, чтобы выбирать компромиссный урезанный вариант. Топовая модель даст вам гораздо больше возможностей.
Другие объективы. Понять какие именно ещё нужны вы сможете только набрав опыта и определившись со стилем и любимым жанром в фотографии. У меня, как у репортажника, набор объективов достаточно простой , но закрывающий все мои потребности:
– стандартный зум 28-75/2.8 для съёмки людей с близкого расстояния, в небольших помещениях или там, где нужен “широкий угол”.
– теле-зум 70-200/2.8 для крупного портрета или работы на дальней дистанции.
– фикс 50/1.8. обычно использовался на кропе для художественного портрета . сейчас почти не используется, т.к. 70-200 неплохо заменяет его по рисунку.
ВСЕ ВАШИ ОБЪЕКТИВЫ сразу при покупке настоятельно рекомендую снабжать ЗАЩИТНЫМИ ФИЛЬТРАМИ! Брызги от воды, грязь-пыль-песок – всё это может оставить неприятные следы на поверхности специального покрытия передней линзы объектива. А при протирании, вы можете его попросту повредить. И ваш дорогой объектив можно будет выбрасывать. Куда проще и дешевле в таком случае сменить защитный фильтр за 1000 рублей.
Штатив или монопод – вещь полезная, особенно на длинных выдержках. Если объектив без стабилизации, то штатив вполне поможет вам избавиться от последствий “тряски в руках”.
Фотосумка или фоторюкзак. Необходима для комфортного хранения и транспортировки вашей фототехники. Признанным лидером в этой области по праву можно считать компанию Lowepro. Огромный выбор сумок и рюкзаков различных размеров и форматов.
Карты памяти – лучше брать лидеров рынка, у которых в линейе есть карты памяти специально для фотографов. Они обычно имеют бОльшую скорость записи-чтения и более надёжны. Рекомендую иметь сразу несколько карт памяти среднего размера (8-16 Gb), чтобы в случае отказа одной из их воспользоваться другой.
Очень полезно всегда иметь при себе “карандаш для чистки оптики”, чтобы оперативно убрать грязь, пыль и отпечатки пальцев с фильтра или линз. Рекомендую регулярно осматривать свою технику на предмет чистоты. Все оптические поверхности должны быть идеально чистыми, чтобы потом при просмотре отснятых фотографий на мониторе вы не обнаружили “неземное свечение” и не приписывали непонятные причудливые полупрозрачные пятна полтергейсту. =)
В целом – наверное это всё, что я хотел вам сегодня рассказать. Добавлю лишь одну оговорку: всё что написано выше есть моё личное мнение и не является “истиной в последней инстанции”. Всё это основано на моём личном опыте, но я допускаю, что с позиции иного “личного опыта” кто-то вполне можете иметь иное мнение по любому из описанных выше вопросов.
______________________________________
* DSLR – Digital single-lens reflex camera – Цифровой однообъективный зеркальный фотоаппарат.
Рубрики